15.12.2008 | Служба новостей Росфирм

Российские власти пытаются вытянуть автопром из кризиса

Российские власти пытаются вытянуть автопром из кризиса

Один из главных вызовов, с которым столкнулась страна, - мировой экономический кризис. Он несет в себе массу неопределенностей. И в условиях глобализации невозможно взять и объявить в отдельно взятой стране финансовый карантин. Один из примеров - мировой автопром.
Как сообщает телепрограмма «Вести недели», в пятницу, 21 декабря, новости о том, что автогиганты Америки - General Motors, Chrysler и Ford - на пороге банкротства, обрушили все рынки. В Европе и Азии, включая даже Китай, - серьезное сокращение производства машин. Продажи, в том числе и из-за проблем с кредитами, сокращаются по всему миру. Под ударом оказалась и сталелитейная промышленность, а за ней - угледобыча, транспорт, химия. И таких цепочек много. В России - те же проблемы. Какова глубина падения и как скоро автопром начнет выбираться из кризисной ямы?
«Мы многому научились» - с такими словами руководители "большой автотройки" - General Motors, Chrysler и Ford - приехали на Капитолийский холм просить денег. После скандала, когда они с той же целью прилетели в Вашингтон на корпоративных самолетах, - работа над ошибками: топ-менджеры для поездки из Детройта выбрали малолитражки с гибридным двигателем. И еще один немыслимый ранее поступок: General Motors покаялась перед американской нацией: мол, авто и правда не всегда качественные, да и дизайн невзрачный. Исповедь Сенат выслушал, но 14 миллиардов долларов подъемных не дал.
И почти моментально пришла новость уже с государственного самолета Джорджа Буша: представитель Белого дома Дана Перино обещает дать автопроизводителям денег из 700-миллиардного пакета, что предназначен для спасения рынка финансового. Ставки действительно высоки. "Большая автотройка" - это 3 миллиона человек и едва ли не последняя отрасль американской промышленности.
"Если помощь от администрации не придет, компании обанкротятся, а это ударит по поставщикам, дилерам и, как ни странно, по конкурентам", - заявил аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Ефрем Леви.
По конкурентам уже ударило. Получив вести с Капитолийского холма, во Франкфурте на бирже обвалились BMW и Mercedes, потянув за собой всю Европу. В Токио Toyota и Ноnda уронили японский индекс деловой активности Nikkei. По миру прокатилась вторая волна кризиса, захлестнув реальный сектор экономики.
"Чем сегодняшний кризис отличается ото всех остальных? Он всеобъемлющий. Если раньше кризис мог поразить ряд стран, ряд отраслей, то сегодня от кризиса не убереглась ни одна страна, ни одна отрасль. Автопром - это как индикатор всего, что происходит", - отметил генеральный директор ОАО "КамАЗ" Сергей Когогин.
Продавцы в Токио ничего не утаивают. Японцам еще совсем недавно очень нравилось менять машину каждые 3-4 года. Кризис на глазах заставляет расстаться даже с полезными привычками.
"Число покупателей значительно сократилось. Наши постоянные клиенты тоже не торопяться менять машины", - рассказал менеджер автосалона Ацуси Такахаси.
Глава концерна Fiat предрекает: кризис переживут лишь пять-шесть независимых автопроизводителей. Скандинавия шокирована, как быстро сбывается самый пессимистический прогноз: национальное достояние Швеции - компания Volvo, которая входит в General Motors, - может быть продана китайскому автоконцерну.
"Это так всех волнует! На самом деле продажа Volvo - это всего лишь вариант. Совсем необязательно, что она состоится. Что же до ситуации в целом, могу сказать, что производители явно недооценили, с какой скоростью будут падать ключевые рынки", - сказал управляющий директор компании Volvo Car Russia Дэвид Томас.
Машины дешевеют. И все равно не берут. Продажи новых иномарок на российском рынке, который рос в несколько раз быстрее, чем любой другой в Европе, снизились на 15%.
"Раньше говорили, что очередь в Toyota, например год. Сейчас все есть в наличии", - отметил менеджер автосалона Даниил Майоров.
"Спрос действительно упал, - признается заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев. - Мы планировали по итогам этого года продать чуть больше трех миллионов новых легковых автомобилей, например, мы выйдем все равно на большую цифру, но с весьма существенным падением. Я думаю, это будет цифра порядка 2 миллионов 700 тысяч новых автомобилей".
На падение спроса немецкие автопроизводители отреагировали сокращением рабочей недели. В России почти на месяц замрет конвейер Renau в Москве, Ford - во Всеволожске. Берет таймаут и Volkswagen в Калуге.
Рабочих "ТагАЗа", что выпускает Hundai в Таганроге, тоже отправляют на длинные рождественские каникулы.
"Если у вас сейчас проблема, вы хотя бы выйдете, объясните людям. Даже этого не делается. Если тебе нужно этот вопрос узнать, ты сам идешь и спрашиваешь", - говорит рабочий Таганрогского автомобильного завода Александр Менжинский.
Рабочих Mercedes, что идут с последней перед внеплановым отпуском смены, собрали и выслушали, но легче от этого не стало.
"Знаете, странное ощущение. Сказали, что теперь будет сокращенная рабочая неделя. Все, конечно, боятся худшего", - вздыхает рабочий завода Daimler-Benz Андреас Фрике.
В российский рынок Daimler, очевидно, все же верит. Конвейера у немецкого концерна здесь нет, зато теперь есть 10-процентный пакет акций "КамАЗа". К этому соглашению шли несколько лет, и несмотря на кризис, 250 миллионов долларов у немцев для "КамАЗа" нашлись. А у государства 7 миллиардов рублей кредита получил деньги в долг и "ВАЗ". И это уже госпакет антикризисных мер, в который входит повышение пошлины.
С января на ввоз машины до трех лет стоимостью до 350 тысяч рублей пошлина вырастет с 48 до 54%. Для подержанного авто ставка - в зависимости от объема двигателя. От полуторалитрового до мотора 1,8 пошлина увеличилась до 2,5 евро за кубический сантиметр. Более мощный мотор объемом до 2 тысяч 300 - ставка 2,7 евро за кубический метр. Возраст иномарок, которые подпадают под категорию подержанных, снизится с семи до пяти лет. Это не просто защита российского "ВАЗа" или "ГАЗа" - это поддержка автопрома в России, куда с приходом сборочных производств пришли инвестиции и мировые стандарты качества.
"Если жестко сказать, то надо выбирать, что делать. Поддержка рабочих мест или выплата пособий. Тоyоtа, Volkswagen - они так же, как и мы, говорят о том, что надо регулировать рынок. Если приходишь с инвестицией на данную территорию, он должен иметь правило: если просто открыты двери и делай, что хочешь, то здесь никто не будет создавать производство", - подчеркнул Сергей Когогин.
Кризис - во многом тоже регулятор рынка, потому что выживут самые сильные и самые востребованные компании.
"Это, конечно, те проблемы и те трудности, которые очевидны, которые видят все. В то же время это своего рода окно возможностей. Это та временная передышка, которая позволяет без ажиотажного спроса и максимальной загрузки всех возможных мощностей довести до конца процессы технического перевооружения, может быть, где-то перейти на другой модельный ряд, чуть быстрее. И мы хотели бы воспользоваться этими возможностями", - заявил Андрей Дементьев.
Калининградский завод "Автотор" как раз планирует приостановить конвейер, чтобы за месяц-полтора освоить выпуск еще трех моделей BMW и трех Kia, - кризис на рынке заставляет быть гибким.
"Работать придется круглосуточно. И многие понимают, что за такой срок это нереально, но другого выхода у нас нет", - признается исполнительный директор ООО "Автотор Холдинг" Владимир Кричвченко.
Компания рассчитывает и на кредиты под госгарантии. Такой механизм в правительстве уже проработан. В планах - поддержка экспорта машин отечественного производства, а также развитие системы лизинга. Одну из главных ролей могут сыграть антикризисные меры в банковском секторе, ведь именно дорогой кредит вновь сделал автомобиль роскошью, сообщают «Вести недели».

Источник: ИА "Восток-Медиа"