29.07.2009 | Служба новостей Росфирм

На продукцию нового лесоперерабатывающего завода «Аркаим» пока нет покупателей

На продукцию нового лесоперерабатывающего завода "Аркаим" пока нет покупателей

Сегодня в поселке Ванино открывается первая очередь деревоперерабатывающего завода «Аркаим» мощностью 350 тыс. кубометров пиломатериалов и 140 тыс. кубометров древесно-стружечных плит. В проект инвестировано порядка 5 млрд руб. Производители намерены поставлять продукцию на азиатский рынок, пробные образцы уже отправлены потенциальным покупателям, однако, по данным „Ъ", контракты до сих пор не заключены. Эксперты не сомневаются в том, что японцы будут вынуждены покупать российский пиловочник из-за запрета на экспорт необработанного леса, однако предполагают, что для раскрутки российской лесопродукции цены на нее придется снизить на 10-15% относительно средней мировой цены.
Официальная церемония запуска первой очереди деревоперерабатывающего комплекса «Аркаим» состоится сегодня в Ванино при участии губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, представителей Внешторгбанка, Сбербанка и других партнеров предприятия. Лесоперерабатывающий завод входит в число приоритетных национальных инвестпроектов, что дает предприятию 50-процентную льготу по плате за аренду лесного фонда и освобождение от налога на прибыль на период строительства и нормативного срока окупаемости (в среднем 5-6 лет). Эти преференции были предложены правительством РФ компаниям, инвестирующим в строительство лесоперерабатывающих мощностей, после введения заградительных пошлин на экспорт круглого леса.

Планируемая мощность лесоперерабатывающего комплекса «Аркаим» - 1 млн куб. м с выпуском 350 тыс. куб. м пиломатериалов и 140 тыс. куб. м древесно-стружечных плит. Стоимость проекта оценивается в 6 млрд руб., из которых уже освоено около 5 млрд руб. Порядка 30% инвестиций - собственные средства компании, остальное - кредиты ВТБ и Сбербанка.

По сведениям „Ъ", обкатка первой очереди лесоперерабатывающего комплекса «Аркаим» началась еще в мае и пробные партии с нового завода уже поставлены одному из японских партнеров «Аркаима», который раньше покупал у компании круглый лес.

Однако заключенных контрактов на поставку пиломатериалов у «Аркаима» пока нет. «Для японцев решение о покупке российских пиломатериалов болезненно потому, что они столетиями налаживали семейный бизнес по лесопереработке, а теперь им нужно перестраиваться. Они до последнего момента не верили в то, что у нас будут вводиться заградительные пошлины», - поясняет заместитель генерального директора СП «Аркаим» Олег Рябков. По его мнению, для завоевания японского рынка российским лесопереработчикам требуется не меньше 10 лет. «Необходимо доказать, что российские производители выдерживают требования по качеству продукта, по доставке», - пояснил господин Рябков.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что японцы так или иначе будут покупать продукт российской переработки, если круглый лес вывозить будет невозможно. Однако он предположил, что у потенциальных покупателей будет множество вопросов, в том числе и по качеству изделий. По мнению господина Баранова, российским лесопереработчикам придется поступиться ценой, чтобы выйти на рынок. «Демпинговать им никто не позволит - если начнут ущемлять чьи-либо интересы за рубежом, там будут повышены пошлины на ввоз лесопродукции. Но думаю, будет нормальным, если цена на российскую продукцию будет снижена на 10-15% по сравнения со среднемировой», - предположил аналитик. Согласно отчетам WRQ, мировая цена на хвойный пиловочник в первом квартале 2009 года составила $67,51 за кубометр.

По мнению председателя комитета лесной промышленности Хабаровского края Владимира Панкова, в экспорте лесопродукции у дальневосточников есть транспортные преимущества перед остальными поставщиками самого емкого - японского рынка пиломатериалов. «Мы - рядом, и за счет транспортной составляющей находимся в выгодном положении. Второе преимущество - у нас самая качественная древесина, поскольку воспроизведена в естественных условиях», - считает господин Панков. По его мнению, российским производителям необходимо увеличивать объемы поставок: «Большие объемы - это возможность диктовать свои условия рынку».

Источник: "КоммерсантЪ"