13.04.2009 | Служба новостей Росфирм

«Мечел» рассчитается с подрядчиками по бартеру

"Мечел" рассчитается с подрядчиками по бартеру

Заказчик строительства железной дороги Улак-Эльга компания «Мечел» заявил о достижении предварительной договоренности с генподрядчиком «Трансстрой» по погашению долга перед строителями. Разрешить проблему инвестор надеется в том числе за счет бартерных расчетов с подрядчиками металлом.
С 1 апреля частично приостановлено строительство железной дороги Улак-Эльга, ведущей к Эльгинскому угольному месторождению «Мечела» („Ъ" сообщал об этом 9 апреля). Как рассказали субподрядчики строительства, большинство из них заморозили работу до полного погашения задолженности заказчика в размере 4 млрд руб. «Только по нам задолженность составляет 600 млн руб.,- сообщили в ОАО „БАМстроймеханизация".- Стройка остановлена, заказчик и генподрядчик поставлены в известность».

Строительство дороги протяженностью 315 км началось в 2000 году. Заказчиком тогда выступало МПС. Через два года работы остановились из-за прекращения финансирования. Построено было только 60 км. В октябре 2007 года «Мечел» приобрел 68,8% акций ОАО «Эльгауголь». Одним из условий аукциона была достройка ветки Улак-Эльга. В ее строительство, возобновившееся в феврале 2008 года, инвестор предполагал вложить 45 млрд руб., из которых в первый год было освоено более 7 млрд руб. Генподрядчиком выступает «Трансстрой», подконтрольный Олегу Дерипаске. Планируемый ввод линии в эксплуатацию - декабрь 2011 года.

Субподрядчики говорят, что неплатежи по проекту начались еще в ноябре 2008 года. В середине марта руководители 16 субподрядчиков направили письмо гендиректору «Трансстроя» Ивану Кузнецову и главе «Мечела» Игорю Зюзину, в котором обвинили эти компании в нарушении обязательств по финансированию строительства железнодорожной линии.

Вчера гендиректор ООО «Проектно-строительная компания „Трансстрой"» (входит в «Трансстрой») Иван Кузнецов уточнил „Ъ", что долг «Мечела» перед генподрядчиком составляет 2,6 млрд руб. По словам топ-менеджера, средств, которые начали поступать только с февраля 2009 года, хватало лишь на закупку строительных и горюче-смазочных материалов, поэтому для обеспечения строительно-монтажных работ субподрядных организаций «Трансстрой» вынужден был привлекать кредиты.

«По состоянию на начало четвертого квартала 2008 года неиспользованная предоплата в адрес генподрядчика составляла около 2,2 млрд руб.,- уточнил представитель „Мечела" Илья Житомирский.- В четвертом квартале в связи с разыгравшимся экономическим кризисом, снижением спроса на производимую продукцию и, соответственно, замедлением денежных потоков финансирование строительства начало носить нерегулярный характер, однако с февраля 2009 года „Мечел" изыскал возможность перечислить генподрядчику около 1,5 млрд руб. в счет погашения задолженности». Другой источник в компании уточнил „Ъ", что задолженность на апрель действительно существует, но «намного ниже суммы, озвученной подрядчиками».

При этом представители обеих сторон говорят, что уже достигнута предварительная договоренность о погашении долга как деньгами, так и поставками продукции «Мечела» для других объектов «Трансстроя». Источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что «при возобновлении своевременного финансирования» трехмесячное отставание от графика работ удастся ликвидировать до конца года.

В то же время аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский считает, что перенос сроков запуска Эльги для «Мечела» не опасен, так как спрос на уголь упал на 30-40%. Зато бартерная схема, по словам старшего аналитика Банка Москвы Юрия Волова, в условиях сокращения спроса на внутреннем рынке будет выгодна прежде всего «Мечелу». Заместитель директора аналитического отдела ЗАО «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Евгений Рябков уточняет, что «Трансстрой» тоже заинтересован в компромиссе, потому что иначе у «Мечела» могут появиться основания для обращения в суд по факту расхождения размера долга компании перед «Трансстроем» и объема средств, недополученных субподрядчиками.

Источник: "КоммерсантЪ"